В современной жизни художественная роспись становится все более популярной. Художественные композиции – один из верных способов достижения оригинальных эксклюзивных решений в интерьере. Основное назначение росписей - это создание цветовых акцентов, оживление однообразных поверхностей стен и потолков, выделение архитектурных элементов и их деталей. С помощью росписи можно добиться и более глобальных изменений - визуально увеличить объем помещения, зрительно увеличить высоту, создать необходимый колорит, настроить на определенное настроение, воссоздать атмосферу различных времен, стран и культур. Рисунок росписей может перекликаться с выбранными дизайнером мебелью и предметами интерьера, поддерживать рисунок паркета, лепнины, ковки или тканевой обивки. А может быть вполне самостоятельным ярким акцентом, создающим весь интерьер.
На данный момент существует большое количество всевозможных стилей и еще больше их сочетаний. Краски, которыми можно выполнять роспись - это масло, акрил, водостойкая темпера, перламутровые лазури, венецианская штукатурка. Есть, конечно, и другие, но эти наиболее часто употребляемые, у каждой свои особенности, например, акрил хорошо подходит для графики, дает яркие цвета, а маслом зато можно делать объемную живопись и т.д.
Не стоит считать, что художественная роспись характерна только для классических интерьеров, всегда можно подобрать роспись, соответствующую стилистике любого помещения.
Ниже представлены наиболее распространенные в современном декоративно-прикладном искусстве стили и техники росписи:
Альфрейная живопись - роспись, а также нанесение различных видов декоративных покрытий, фактурных штукатурок, для которых характерны имитации различных покрытий и материалов, например, имитация гипсовой лепнины, имитация шёлка на стенах, мрамора, яшмы, дорогих пород дерева и т.д. Нельзя исключить из этого списка и роспись разнообразными узорчатыми орнаментами.
Среди классических альфрейно-малярных техник выделяют: вытягивание филенок, набрызг, торцевание окрашенных поверхностей, «разделку по дерево», накатку рельефными валиками, набивку рисунков по трафарету, нанесение рисунков аэрографом и другие.
В настоящее время альфрейно-малярные работы выполняют не только художники, а и мастера по декоративным штукатуркам.
Полихромная декоративная роспись - это разнообразные многоцветные орнаменты, стилизованные цветы, геральдика, фантастические фигурки и др. При росписи используется вся цветовая палитра, цвета яркие и насыщенные. Иногда используются также разные оттенки золота.
Монохромная роспись выполняется в одном цвете и его тоновых градациях (например, весь орнамент в золотистых тонах). В монохромной гамме возможно выполнить не только декоративно-орнаментальные композиции, но и самые разнообразные сюжеты, пейзажи, архитектурные "обманки" и т.д., относящиеся уже к монументальной, а не декоративной живописи.
Гризайль - одноцветная живопись, имитирующая различные архитектурные элементы, барельефы, т. е. выпуклые лепные изображения на стенах здания, на потолке и т.п. Обычно выполняется в градациях серого или умбристого цветов.
Для живописного панно могут быть выбраны практически любые сюжеты, но наибольшей популярностью пользуется пейзаж. Эффект прорыва пространства усиливается, если роспись помещена в архитектурное обрамление (например арки, окна, колоннады) или дополнена объемной инсталляцией, как например диорама. Виртуозное мастерство в создании живописных "обманок" принадлежит художникам эпохи барокко. Однако, и в современном интерьере, вполне уместно реалистическое изображение пейзажа.
Самой известной и сложной техникой росписи, по праву считаются "благородные фрески", для которых характерны сдержанные цвета и матовая, немного шероховатая поверхность. Фреска может быть выполнена по сырой известковой штукатурке, а также по уже сухой. Сложность при росписи по сырой штукатурке заключается в том, что время для работы ограничено временем высыхания и отсутствием возможности исправления - неудавшийся фрагмент придется полностью удалить.
Краску можно наносить различными инструментами: кистью, тампоном, шпателем, аэрографом. И именно нанесение красок с помощью аэрографа выделяется в отдельное широко распространенное сейчас направление – аэрография. Об аэрографии подробней см. в разделе Аэрография.
Сграффито - многослойная послойно-цветная штукатурка, принцип которой основан на процарапывании верхнего тонкого слоя штукатурки до обнажения нижнего слоя, отличающегося по цвету от верхнего. Изображение, выполненное в технике сграффито четкое, без полутонов, но имеющее выраженный рельеф.
Энкаустика - роспись восковыми красками, в которой, изображение создается с помощью расплавленного или холодного воска, который разогревают уже в готовом рисунке для спекания и образования защитной пленки. Для гравюрного метода характерно заполнение углубленной резьбы расплавленным воском. Технология энкаустики отличается особой долговечностью.
Темпера – роспись красками, связующим веществом которых являются натуральные эмульсии на основе яичного желтка или смеси желтка с белком.
Кракелюры - растрескивание краски, грунта, лака со временем либо намеренно-искусственным путем.
Патинирование искусственное - это намеренное создание эффекта состаренности с использованием красок, на металле - иллюзия окисления.
Позолота – это нанесение на поверхность лепного декора, деревянной резьбы, орнамента, металла, тончайших листков золота, серебра, бронзы, платины. Существует два метода покрытия элемента: золотом – полностью, и частично (бликовка).
Трафаретная техника используется для создания повторяющихся рисунков и широко применяется для росписи различных орнаментов и бордюров.
Последнее время, широкое применение и распространение получили смешанные (комбинированные) техники. Часто используется сочетание живописи с различными декоративными штукатурками, имитирующими фактуру камня, старых стен, гобелена, шелка и др. Нестандартно смотрятся росписи, включающие рельефные элементы и объемные вставки. Существует технология, когда сначала создается рельефное панно (барельеф), которое впоследствии расписывается красками.
Разнообразие техник живописи привело к тому, что многие мастера выработали свои собственные приемы работы, а также рецепты штукатурок и красок.